Туризм 100 лет назад: как путешествовали в начале XX века

63
Когда сейчас жалуетесь на тяготы путешествия, отсутствие кондиционера в автобусе или долгое ожидание в аэропорту, подумайте, каково было туристам в начале XX века?
Новости туризма. Туризм 100 лет назад: как путешествовали в начале XX века

Уже к концу XIX столетия туризм в Европе был достаточно развит: начали появляться гостиницы на любой вкус и кошелек, первые рестораны с комплексными обедами по примеру того, в каких сейчас обедают многие постояльцы курортов. Тем не менее, еще до начала поездки туристов сопровождали постоянные трудности, о многих их которых современные путешественники даже не догадываются…

 

Оформление загранпаспорта

В начале прошлого века подданные Российской империи, которые хотят выехать за границу, должны были иметь загранпаспорт. Иногда его оформление могло занять месяцы. 

Сначала нужно было отправить прошение генерал-губернатору или градоначальнику, предоставить свидетельство, что вы не скрываетесь от полиции или кредиторов, или подтверждение от людей, которые готовы за вас поручиться. Кроме того, необходимо было предъявить бумаги, сообщающие о цели поездки. Любопытно, что фотографии подданного империи никто не запрашивал – это считалось чем-то оскорбительным, ведь фотокарточки в анфас и профиль делались только для заключенных. 

Если с документами все в порядке, выдавалось свидетельство на получение загранпаспорта. С ним проситель подходил в городское казначейство, платил пошлину, после чего ему наконец вручали загранпаспорт. Дальше нужно было обратиться в канцелярию генерал-губернатора, где тщательно проверяли благонадежность человека. И только после подписи генерал-губернатора и печати в паспорте документ считался действительным… в течение полугода. 

Оформление загранпаспорта обходилось туристу прошлого более чем в 10 рублей (на эти деньги можно было купить добротное пальто или 3 кг красной икры), не считая пошлины и стоимости марок. 

 

Покупка билетов

Основная сложность состояла в том, что в начале прошлого века не было единой кассы, где можно было купить билет на поезд по любым направлениям. У каждой железной дороги были собственные кассы продаж, однако в них продавали только билеты местного и прямого сообщения. Были также агентства международного общества спальных вагонов, где по большей части продавались билеты на рейсы внутри Российской империи.

Добраться до Берлина или Вены подданному империи возможно было за 25–30 рублей в вагонах первого класса, пассажирам второго класса поездка в общем обходилась в 15–20 рублей. 

 

Багаж

Сто лет назад путешествия были более продолжительными, чем теперь. Одна из причин – транспорт. Максимальная скорость паровозов в начале XX века составляла 70–80 километров в час на ровных участках. Помимо того, каждые 100 километров состав обязательно останавливался для прочистки топки и набора воды. 

Из-за сложностей в оформлении документов, дороговизны билетов и долгих поездок путешествие планировалось минимум на несколько месяцев. Туристам приходилось брать с собой летний, осенний, а иногда и зимний гардероб. 

Помимо одежды, путешественники часто брали с собой подушки, матрацы, скатерти, постельное белье, кухонную посуду, сервизы, занавески, портьеры, ковры, настенные часы… В архивах вокзалов сохранились расценки на доставку багажа к железнодорожному составу: если вес менее 12 пудов (почти 200 кг), стоимость услуги 75 копеек, если багаж тяжелее, то за каждый “лишний” пуд (16,3 кг) пассажиру нужно доплатить по 6 копеек. 

 

Турфирмы и круизы

Уже к концу XIX века начали появляться туристические организации. Например, Общество любителей естествознания, горные клубы, кружки любителей горного спорта… Были и “прародители” современных турфирм, где можно было заказать тур, получить помощь с билетами и гостиницами. Эти организации занимались печатью путеводителей, в которых была собрана информация о поездах, отелях и курортах. 

Популярностью у туристов 1900-х годов пользовались так называемые круговые поездки, когда люди могли посетить сразу несколько мест с пересадками. Такие “туры” продолжались больше месяца, а их стоимость превышала 200 рублей. Для сравнения, месячный заработок рабочего завода составляла тогда от 40 до 70 рублей. 

Были в то время и круизы. Водное путешествие можно было совершить на пароходе или теплоходе. Причем пассажиры могли не оплачивать поездку целиков, а просто купить билет до определенного города, например, Константинополя (нынешний Стамбул). 

 

 
Сейчас путешествия стали гораздо комфортнее. Подобрать авиатур и организовать отличный отдых поможет туристическая компания PapaTur!

© 2020 PAPATUR. Все права защищены. Разработка сайта ROMANOV

Получить подарок